К основному контенту

ТМ и мнемоника

ТМ и мнемоника. Часть 1


КАК ЭТО РАБОТАЕТ


Лекции и статьи про мнемонику почему-то часто оформляют как сеанс фокусника. Запомните список из 10 несвязанных друг с другом слов. Не получиииилось? А теперь применим МНЕМОНИКУ!!!
Ахалай-махалай, сим-салябим.
А по сути-то никаких секретов. Мнемоника – это как навык слепой печати: ничего сложного, нужно просто потренироваться.

Подробно про мнемонику можно почитать в учебнике Козаренко вот тут: http://mnemonikon.ru/map.htm. Там по ссылке есть и другие книги и статьи на тему. У Дмитрия Литвака есть ряд видеоуроков с практическим применением метода Джордано – например, тут: https://www.youtube.com/watch?v=jI1KcDj153U

Вся мнемоника строится на одном факте Человеческая память, как правило, плохо удерживает слова, зато хорошо помнит образы. На этом основан и метод Джордано, и метод Цицерона, и всевозможные коды для запоминания букв и чисел.

Как это работает. Вот нужно нам, например, запомнить список покупок (ну, например):
  • ·         Молоко
  • ·         Яйца
  • ·         Хлеб
  • ·         Куриные ножки
  • ·         Сыр
  • ·         Кофе
  • ·         Туалетная бумага


Даже если за каждым пунктом списка стоит картинка (а так бывает далеко не всегда), эти картинки пока разрозненно висят в воздухе. Чтобы запомнить весь список, их надо объединить. Для этого есть 4 способа:
  •        Соединить картинки между собой. Представьте, как вы льете молоко в палетку с яйцами, разбиваете яйца на батон, батон от такого к себе отношения убегает на куриных ножках, куриные ножки со всего размаху втыкаются в круг сыра, тертым сыром мы засыпаем кофе, а кофе из характерной красной кружки выливаем на рулон туалетной бумаги. Обратите внимание, что в каждой паре один предмет сверху, а другой – снизу. Это важно.
  •        Налепить все картинки на один предмет. Для этого у предмета надо выделить составные части – это тоже нетривиальная задача, но мы сейчас воспользуемся готовым объектом, который каждому легко представить. Это наше собственное тело. (Это не я такая умная. Про «телесные папки» написано, например, ТУТ). Итак. Нам на макушку льют молоко, на каждый глаз положили по яйцу, в носу щекочутся хлебные крошки, в рот мы засунули куриную ножку – и теперь вытащить не можем (помните прикол с лампочкой?), на каждом плече у нас по куску сыра – как погоны, ладони коричневые от кофе, живот обмотан туалетной бумагой.
  •     .Привязать каждую картинку к своему опорному образу из заранее выученного списка. Такой список стоит заготовить и выучить заранее, но мы сейчас сжульничаем. Помните сказку про репку? Поехали. Репка плавает в ведре с молоком, дед жонглирует яйцами, бабка нарезает батон, внучка грызет жареную куриную ножку, Жучка озадаченно нюхает большой, с нее размером, кусок сыра и прикидывает, с какой стороны кусать, кошку обсыпали кофе, она пытается отмыться и фыркает, потому что кофе горький и пахнет, мышка тащит рулон туалетной бумаги, чтобы устроить себе гнездо.
  •        Привязать список к знакомому месту. Знакомые места у всех разные, но давайте попробуем взять кухню. На подоконнике в рядок стоят пакеты или бутылки с молоком. В холодильник со всего размаху швырнули яйцо. Оно разбилось и медленно стекает по дверце. На плите вместо конфорок разложены ломтики хлеба. На рабочей поверхности сидит курица и болтает ногами. Мойка сделана из сыра, вода задерживается в дырочках. С потолка свисает банка кофе. Чайник вскипятили на подожженном рулоне туалетной бумаги. Ой, если он пластиковый, то он расплавился – кошмар!


Я уже четыре раза запомнила список, а вы?

Вот, собственно, и вся премудрость. Метод Джордано – это про репку: нужно собрать коллекцию опорных образов, а потом «записывать» информацию на них. Метод Цицерона – это про кухню: берем знакомое помещение или знакомый маршрут (например, от дома до работы), выделяем опорные образы, привязываем к ним то, что хотим запомнить, а при воспроизведении мысленно обходим опорные точки в фиксированном порядке. Этот метод хорош, если важен порядок пунктов. Говорят, Цицерон так свои речи запоминал.

Второй способ годится, например, чтобы быстро «законспектировать» статью или лекцию, когда под рукой нет ручки. Выбираем любой предмет – желательно посложнее, чтобы на нем можно было выделить побольше опорных пунктов, - и «пишем» на него основные тезисы.

ПРИМЕНЕНИЕ


Итак, все просто. Если потратить время на тренировку, понятно. Другой вопрос – зачем его тратить. Магнуссен из сериала «Шерлок» держал весь компромат в голове, чтобы его невозможно было ограбить или разоблачить. Шпиону или секретному агенту, может, и есть резон хранить в голове информацию из серии «перед прочтением съесть». Фокуснику, опять же. А нам зачем? Не проще ли записать все что нужно, а покупки и просто запомнить, без репок и цицеронов?
Я нашла несколько применений для мнемоники в повседневной жизни. Все они, в общем-то, сводятся к трем ситуациям:
  • ·         Нужно запомнить, а бумажки/мобильника под рукой нет – или записать неудобно. Руки грязные или мокрые, руки заняты сумками, рулем или работой, мысль пришла на бегу, в набитой битком маршрутке, в темноте. В туалете, в конце концов.
  • ·         Нужно вспоминать, когда бумажный или электронный носитель далеко или доставать неудобно. В частности, когда нужно рассказать что-то без бумажки.
  • ·         Записывать не хочется из соображений безопасности: пароли, пинкоды, кодовые слова.


Мнемоника может:
  • ·         Надолго записать на корочку последовательность цифр и букв практически любой длины. Пароли, сложные названия (лекарства, например), телефоны, номер паспорта, страхового полиса, банковской карты, банковского счета, код налогоплательщика, код карты пенсионного страхования – это сюда.
  • ·         Закодировать и записать любое время/дату и привязать к нужному образу.
  • ·         Временно записать серию коротких заметок. В маршрутке вспомнили, что нужно купить творог – записали на корочку, при возможности переписали в ежедневник. Сюда же – траты за день, хронометраж, дневник радостей – придется потренироваться, зато потом можно будет не рыться в сумке и не бегать от телефона к папке с документами, если сотрудник банка спросит номер счета.
  • ·         Законспектировать короткую статью потезисно - или запомнить оглавление книги. Опять же, удобно, если слушаешь аудиокнигу на ходу или читаешь в транспорте.
  • Все это если поработать и потренироваться, конечно. Волшебной таблетки нет.


Мнемоника не может:
  • ·         Полностью заменить бумажные записи, особенно ежедневник. Скорость извлечения информации слишком низкая, оперативно работать с записями, перетаскивая их из папки в папку сложно, нет наглядности, которую дает даже самый простой список на бумаге.
  • ·         С первого раза дословно запоминать длинные тексты, в деталях помнить лица и обстановку. Мнемонист не эйдетик и не профессиональный сыщик.
  • ·         Записывать в память что бы то ни было, если вы не обратили на это внимания. Запоминание с помощью мнемотехники – это осознанное действие: формирование визуального образа для запоминаемой информации и закрепление его на опорном образе. К слову, чтобы извлечь информацию, стоит помнить, куда мы ее записали.:)


НАВЫКИ И ФИШКИ

Что нужно, чтобы пользоваться мнемотехникой
·         Создать и запомнить арсенал опорных образов. Чтобы запоминать числа, нужны образы для чисел. Чтобы запоминать буквы, нужны образы для букв. Для времени суток, для дней недели, для месяцев – если хотим запоминать даты. Учтите: если мы пишем временную информацию (те же покупки), то один образ можно использовать сколько угодно раз: новая информация будет писаться поверх старой. Но вот постоянные опорные образы: для букв, чисел дней недели и т.п. повторять нельзя. Если «весы» привязаны к числу 87, то использовать по аналогии с репкой опорный список из 12 знаков Зодиака (где есть весы) уже не выйдет.
·         Научиться быстро создавать образ-ярлык для запоминаемой информации. Хорошо если это бутылка молока. А если это тезис статьи или доклада? Шесть Правил Хорошего Тона? Почитайте Козаренко и иже с ним и потренируйтесь быстро лепить ярлыки.
·         Научиться связывать образ-ярлык с опорным образом. Придумать ярлык — полдела. Наготове должен быть опорный образ, куда мы этот ярлык приклеим. Да еще, возможно, подвесим гроздь вспомогательных образов, кодирующих номер телефона, дату и время встречи и пр. Потренируйтесь.

Фишка 1. Образы нужно представлять большими, очень большими. С человека, с лошадь, с дом. Так они лучше запоминаются.

Фишка 2. Чем необычнее и несуразнее связь, тем лучше она запоминается. Поэтому мы не храним яйца в холодильнике, а швыряемся ими в дверцу. Или пусть из большого яйца вылупится маленький такой холодильничек. Или пусть это будет холодильник в форме яйца. Или на нем будет наклейка в виде яичницы.

Фишка 3. По мере роста арсенала опорных образов (а их стоит иметь сотню-другую) растет вероятность, что запоминаемые ярлыки начнут с ними совпадать. Например, словом «яйцо» в буквенно-цифровом коде (см. ниже) кодируется число 9. Поэтому, связывая образы, нужно учитывать их положение. Пусть опорный образ будет всегда сверху или всегда снизу. Меньше или больше запоминаемого. Выберите свою связку и придерживайтесь ее.

Фишка 4. Опорные образы – это не слова, а именно образы. Продумайте их, представьте картинку. Не просто стул, а некий конкретный стул. Не просто нож, а ножик, например, из вашего детства. Тогда опорный нож (код для «01») не спутается с запоминаемым ножом, даже если они окажутся в одной связке.

ОПОРНЫЕ ОБРАЗЫ


Лучше всего, конечно, образы придумать свои. Свои запомнятся лучше. На сайте «Мнемоникон» когда-то были списки опорных образов для двузначных и трехзначных чисел, алфавита, месяцев, дней недели и пр., но то ли их убрали, то ли я их все-таки видела не там, так что ссылку могу дать разве что на мои собственные списки – если нужно. Тем не менее, вот общие принципы.

_Буквенно-цифровой код

Это способ запоминать числа, кодируя их буквами. Каждой цифре соответствуют две согласных:
0 = Н, М (Н – понятно, М – по созвучию)
1 = Г, Ж (Г – похоже на единицу, Ж чередуется с Г: бегу/бежишь)
2 = Д, Т
3 = К, Х (К – три палочки, Х – по созвучию)
4 = Ч, Щ
5 = П, Б
6 = Ш, Л (Ш – понятно, Л – единственная буква, которую надо запомнить)
7 = С, З
8 = В, Ф
9 = Р, Ц (Р похоже на девятку в зеркале, Ц – хвостик, как у девятки)

Сами по себе буквы, понятно, тоже не запоминаются, зато из них можно составлять слова и фразы: опорные образы для любой последовательности цифр. Слова можно брать любые, но в них должны встречаться только нужные согласные в нужном порядке.
Вот, например, слова для первого десятка:
1 – ёж (Ж = 1)
2 – яд (Д = 2) //яд представить трудно, я для двойки представляю себе ядовитую кобру
3 – ухо (Х =3) //можно – уха
4 – чай (Ч = 4) //можно – щи
5 – обои (Б = 5)
6 – улей (Л = 6)
7 – усы (С = 7)
8 – ива (В = 8) //или фея, например
9 – яйцо (Ц = 9)
10 – огонь (Г = 1, Н = 0)

У меня в детстве была история: я запомнила телефон одноклассницы: 323-56-36 (на самом деле телефон был другой, но нам же важен принцип). И попросила семилетнюю сестренку запомнить: «Котик плакал». А потом – фраза выветрилась из головы. «Котика» помню, а что делал – как отрезало. Спрашиваю сестру: «Наташ, а что делал котик?» - «Плакал», - отвечает. И я пошла звонить однокласснице. До сих пор помню этот телефон! :)

Собственно, числообразы, в том числе привязанные к буквам, есть и у западных мнемонистов, но изобретение буквенно-цифрового кода (БЦК) для кириллицы приписывают Козаренко. Тут, честно говоря, меня берут сомнения, потому что книга Козаренко вышла в 1990 году, а я про БЦК вычитала, кажется, раньше: в статье в «Науке и жизни» (возможно, авторства Козаренко, не помню) о событиях начала XX века: автор в детстве познакомился с мальчиком Феликсом, который выступал в цирке и запоминал сто слов, предлагаемых зрителями, воспроизводя их в любом порядке, называя слово по номеру и номер по слову. На основе БЦК Феликс со взрослым фокусником придумали 100 счетных слов: опорных образов для чисел от 1 до 100. И на представлении Феликс привязывал каждое слово к опорному образу номера. После этого воспроизвести список по номерам было просто делом техники. Попробуйте: для десятка слов это можно сделать практически без тренировки.

Лично мне держать в голове 110 готовых образов для чисел ни к чему: проще подобрать слово по буквам, если я сталкиваюсь с такой необходимостью, но вот пара рекомендаций:
  • ·         Выбирайте яркие образы. В системе Феликса восьмерке соответствовала ива, а я ее заменила на фею (мелкую с крылышками): мне к ней проще что-то привязать. 12 было «год», а я сделала «гад» - и привязала к образу Мамочки из «Республики ШКИД» («Гад ты, оказывается, Костя Федотов»). 11 было «ожог», но ожог трудно представить как образ, а не процесс. Стало «жижа» в виде чашки с бульоном.
  • ·         Не заморачивайтесь правильностью. Счетное слово не обязано быть именем существительным, нарицательным, в именительном падеже. У Феликса 18 было не очень удачное «агава», но со времен Феликса в русском языке появилось много новых слов. У меня 18 сначала было «Гуфи», а потом я вспомнила про замечательного мультяшного котенка по имени Гав. Используйте междометия, жаргон, ругательства – что угодно, если у вас с этим образом есть яркие ассоциации.
  • ·         Не заморачивайтесь пуризмом. Да, хорошо бы, чтоб в счетном слове были только нужные буквы, но нам главное привязать к числу образ, так что пусть первые две буквы в слове для двузначного числа будут правильные, а дальше – как пойдет. 91 – это вообще-то РоГа (или РоЖа), но если с образом АРаГорна ассоциаций больше, то никто вам не указ. Главное – потом не использовать слово «Арагорн» для записи числа 9190.

·         NB. Последнее не относится к запоминанию пин-кодов и прочего. Либо членим последовательность цифр на кусочки, соответствующие готовым опорным образам, либо уж придумываем слово, цепочку слов или фразу с точным соответствием букв и цифр.

_Алфавит

Помните азбуку? А – арбуз, Б – барабан, В – велосипед... И так 33 раза, господин судья. Ъ у меня «молоток», Ы – «сыр», Ь – «подушка». И то же самое – для английского, если нужно. Опять же, не ограничивайтесь нарицательными существительными: латинский алфавит у меня полностью состоит из персонажей книг, мультиков и фильмов.  
Может пригодиться, чтобы запомнить заковыристое слово. Я так названия лекарств до аптеки доносила.

_Месяцы и дни недели

В декабре ставим елку, в январе под ней оказывается мешок подарков, в феврале – Валентинов день с сердечком, в марте – мимоза, в апреле – шутовской колпак или ракета, в мае – ландыши, в июне – магнитофон (сэр магнитофон из «31 июня»), в июле – торт (у меня день рождения 😊). Придумайте свое, под себя.
Дни недели можно привязать, например, к греко-римским богам и их атрибутам: Артемида (лук и стрелы), Арес (меч), Гермес (градусник), Гефест (молот), Афродита (зеркальце), Хронос (планета Сатурн) и Гелиос (солнце).

_Время суток

Я использую «репку». Начиная с 8 часов у меня каждому часу соответствуют 4 дедки, 4 бабки, 4 внучки, 4 жучки, 4 кошки и 4 мышки.
8 - Дамблдор
9 – Дед Мороз
10 – старик Хоттабыч
11 - Гэндальф
12 – Баба-Яга
13 – старуха Шапокляк
Далее везде 😊 Обычно хватает указания на час, если нужно указать время точнее, я добавляю цвет:
00-14 – синий
15-29 – зеленый
30-44 – красный
45-59 – желтый
Точности в четверть часа точно хватит на все.

_Контейнеры для списков

Для записи тематических или долго хранимых списков (тех самых списков покупок, заметок и прочего) имеет смысл использовать ограниченные наборы опорных образов, объединенных одной темой: персонажей сказки, цвета радуги, планеты солнечной системы. Дмитрий Литвак советует использовать картины: готовые наборы опорных образов. Я, например, список покупок в супермаркете пишу на «Опять двойка». Столько интересных деталей на картине нашла...
Заметки в течение дня (если сразу записать не могу) пишу на комнаты из разных квартир, где жила в детстве: детская, большая комната, кухня, три комнаты в квартире одной бабушки, одна комната у второй – вот и неделька. В каждой комнате – свои диваны, кресла, столы, стулья, игрушки и светильники – образов полно. И каждая привязана ко дню недели: в одной стрела из пола торчит, в другой – меч – и так далее.

Матрешки

Если нужно запомнить последовательность (например, очередность упражнений гимнастического комплекса), можно использовать опорные образы, вложенные друг в друга матрешкой.
Матрешка кутается в платок
Из-под платка выглядывает котенок
На шее у котенка висит кольцо
В кольцо вставлен глаз
В глазу виден силуэт убийцы с окровавленным ножом
Убийца прячет труп в сундук
В сундуке сидит курица
Курица снесла киндер-сюрприз

Я эту матрешку под настроение до 200 образов довела, хотя столько мне не надо. Пользуйтесь.
Преимущество матрешки – к ней можно привязать последовательность.
Недостаток матрешки – извлекать информацию придется тоже последовательно. То есть, чтобы выудить, что привязано к курице, нужно прощелкать матрешку, платок, котенка, кольцо, глаз, убийцу с ножом и сундук.

РЕЗЮМЕ


Механизм мнемонической «записи на корочку»

Запоминаемая информация архивируется до образа-ярлыка и привязывается ассоциативной связью опорному образу из подготовленного заранее арсенала. Лучше всего запоминаются крупные и яркие образы (подключайте зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, эмоции), объединенные максимально неожиданной и нелепой связью (из яйца вылупился холодильник).

Методы мнемотехники

·         Метод опорных образов («репка») называется методом Джордано.
·         Метод «дворца памяти» (последовательное прохождение по углам комнаты, комнатам в помещении, пунктам знакомого маршрута) называется методом Цицерона.
·         Буквенно-цифровой код (БЦК) позволяет запоминать комбинации цифр через слова и фразы.
·         «Матрешка» (ряд «вложенных» друг в друга опорных образов) позволяет запоминать последовательности. Такие образы легко придумывать, но, чем глубже матрешка, тем сложнее извлекать из нее информацию.
·         Для записи тематических или долго хранимых списков имеет смысл использовать ограниченные наборы опорных образов, объединенных одной темой: детали картины, цвета радуги, планеты солнечной системы.

Примеры использования мнемоники в повседневной жизни

  • ·         Хранение секретной информации и информации, которую хочется иметь под рукой: пин-коды, пароли, ключевые телефоны (вдруг мобильник сядет в самый неподходящий момент), номер карточки, номер и дата выдачи паспорта, код налогоплательщика.
  • ·         Запоминание списков: покупки, гимнастические упражнения, грамматические правила.
  • ·         Заметки на ходу.
  • ·         Запоминание ключевых дат (привязать к каждому знакомому день его рождения – чем не тема?)
  • ·         Запоминание сложных слов и названий. В том числе при изучении иностранного языка: каждое слово мнемоникой запоминать смысла нет, а вот если что-то никак не запоминается, то можно попробовать.


Обратите внимание. Мнемоника не дает ни понимания, ни масштабного видения предмета. Используйте ее, чтобы облегчить зазубривание, когда нужно что-то запомнить. Закручивать шурупы этим лобзиком смысла нет.


Удачи!

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ И С ЧЕМ ЕГО ЕДЯТ

ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ И С ЧЕМ ЕГО ЕДЯТ Один из гуру от тайм-менеджмента, Стив Павлина, как-то написал, что любой тайм-менеджмент сводится к двум вещам: - ЗНАТЬ, ЧТО ДЕЛАТЬ - ДЕЛАТЬ ЭТО Другой гуру, Глеб Архангельский, любит повторять, что в самом понятии «тайм-менеджмент», или «управление временем», заложено неправильное отношение ко времени: будто это ресурс, которым мы можем распоряжаться. Между тем время течет себе со скоростью 60 минут в час, и ему пофиг на наши планы и хотелки. Зато в нашей власти управлять своими действиями и вниманием, а также входящей информацией. С ними-то тайм-менеджмент и работает. * Момент №1. тайм-менеджмент работает с тем, что подается ему на вход. Если на вход подается готовка, стирка и уборка, то на выходе будут эффективно структурированные готовка, стирка и уборка. Если радости в жизни при этом не прибавляется – вопрос не к тайм-менеджменту. * Момент №2. тайм-менеджмент не волшебная таблетка и не берет время из воздуха. Зато может дать понять,