К основному контенту

Почему ТМ не работает

Главные причины того, что ТМ не работает.


  • Отсутствие навыков.
  • Сопротивление мозга новым привычкам.
  • Отсутствие ресурса.


_НАВЫКИ
Приобретение новых навыков поначалу требует высокой осознанности, а с этим у нас проблемы. Если навык встраивается в непривычной обстановке, то мы можем обмануть мозг адаптацией к новым обстоятельствам. если же навыки встраиваются на фоне повседневной жизни - то мама не горюй!

- Мгновенный сбор. Пришла в голову мысль - СРАЗУ лови за хвост и записывай. Это нетривиально: нужно найти удобный инструмент и приучиться его использовать.

- Чувство времени. Сколько займет поход в магазин: от встать с дивана до запихать продукты в холодильник? А вымыть посуду вечером? А написать статью на 5000 слов? А вымць и высушить голову? А собраться в театр? Без привычки можно ошибиться в разы - и план дня пойдет кувырком.

- Работаешь - включи таймер. Когда начинаешь работать с техникой Pomodoro, это вечная проблема: вспоминаешь про таймер уже на середине действия. Нужно усилие, чтобы сделать паузу, проговорить планируемое на ближайшие 25 (15, 45) минут действие и завести таймер.

- Таймер прозвенел - бросай работу. Порой еще труднее. Он звонит - а ты на середине предложения. Допишешь предложение - и уже не помнишь про таймер, по инерции начинаешь новое. Опять же, нужен навык завершения действия.

- Монотаскинг. Моешь чашку - думай о чашке. Недавно в феминистическом пространстве публиковали комикс о том, что по команде "убрать со стола" мужчина разгребает стол, кидая предметы, которые некуда положить, на пол, а женщина - убирает со стола, протирает стол, носок относит в корзину для грязного белья, видит, что та переполнена, запускает стирку... Мужчина в этом комиксе менеджментом не занимается в принципе. Он выполняет порученное, причем выполняет формально, "на отцепись". Но вариант, нарисованный авторкой для женщины - это пример не самого удачного менеджмента: отвлекшись на стирку, можно не уложиться во время, выделенное на расчистку стола, к тому же удерживание в голове кучи задач одновременно - бич репродуктивного труда - генерит дополнительный стресс. Так что - убираешь со стола - убирай со стола. Стирка пойдет в корзину входящих и список задач - если она уже не там. А в идеале - она уже запланирована, и корзина не переполняется.



_СОПРОТИВЛЕНИЕ РЕГУЛЯРНОСТИ

При попытке встроить в жизнь новые, непривычные действия на регулярной основе мозг будет дико сопротивляться: новые нейронные связи ему строить очень накладно.

- Регулярная сортировка входящих. Корзину входящих надо регулярно опустошать, иначе она станет не избавителем от стресса, а еще одним его источником. С элементами, которые приходят в корзину, ничего нельзя сделать, пока они не пройдут сортировку. Если входящие не сортировать, они так и останутся аморфной кучей недоделанных дел и недодуманных мыслей, давящей на подсознание.

- Регулярное планирование. Без планирования дела начинают зависать в списке дел, потихоньку отмирая и теряя актуальность - или превращаясь в авралы.

- Смена вредных подавителей кортизола на полезные. Стресс часто заедается. Закуривается, завешивается соцсетями, задрочивается игрушками. Это в лучших, социально не порицаемых случаях. Слезть с иглы и заменить ее привычками, которые не менее эффективно снимают стресс, но при этом не вредят организму в долгосрочной перспективе, будет невероятно сложно. Но можно. Подавляют кортизол:
-- дыхательные упражнения (квадратное дыхание)
-- физические упражнения
-- прогулки на свежем воздухе
-- фрирайтинг
-- вода в достаточном количестве
-- любые действия, требующие сосредоточенности: вязание (спицетерапия!) и прочее рукоделие, заучивание скороговорок, танцы и упражнения по схеме, решение логических задач. Меня в свое время спасало после напряженной работы то, что я возвращалась домой на машине. Сразу после автошколы вождение занимало все внимание, и рабочие проблемы оставались за бортом.
При этом нужно помнить, разумеется, что подавители кортизола - это паллиатив. Убирать надо прежде всего источники стресса.




_РЕСУРС
Ресурсы - это не только время и деньги. Это еще как минимум физические силы и эмоциональный фон: от них зависит сила воли, способность соображать - и в конечном итоге эффективность работы.

- Неоткуда пополнять. Иногда обстоятельства выжирают ресурсы так сильно, что привычных источников пополнения не хватает и приходится либо искать новые, либо снижать планку продуктивности. Так нередко бывает с рождением ребенка: куча дел, куча трат, регулярный недосып. Так бывает при затяжном ремонте, если приходится жить, ато и работать, в ремонтируемой квартире: вечный хаос, все не на местах, дополнительная нагрузка, постоянный шум, постоянная грязь. Аврал или интриги на работе, напряженные отношения с домочадцами, болезнь - и понимаешь, что "кляча надорвалась".

- Нерационально тратится. Вторая сторона медали. Как в анекдоте про рыбака: "Если бы рыбалка так не успокаивала, поубивал бы всех к четоовой матери!". Когда ребенку покупаются дорогие игрушки на деньги, которых хватило бы на няню хотя бы раз в неделю. Когда мытье посуды отнимает кучу сил, времени и нервов, но посудомоечная машина кажется блажью. Когда эмоции, как в бездонную дыру, уходят в интернет-баталии. Когда работа затягивает в порочный круг "эффективность без отдыха падает, а на отдых времени нет, потому что работать надо".

- Низкий максимум. Болезнь или постоянный стресс приводят к тому, что отдых и положительные эмоции не дают серьезного эффекта. Порции ресурса, которая раньше сподвигла бы горы перевернуть, хватает только на поддержание статуса кво.


Что с этим делать, я пока не знаю. Как минимум - искать пожиратели ресурса и оптимизировать расходы. Если трудности временные, снижать планку и пережидать. Если "с этим жить" - менять образ жизни и приспосабливаться.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

ТМ и мнемоника

ТМ и мнемоника. Часть 1 КАК ЭТО РАБОТАЕТ Лекции и статьи про мнемонику почему-то часто оформляют как сеанс фокусника. Запомните список из 10 несвязанных друг с другом слов. Не получиииилось? А теперь применим МНЕМОНИКУ!!! Ахалай-махалай, сим-салябим. А по сути-то никаких секретов. Мнемоника – это как навык слепой печати: ничего сложного, нужно просто потренироваться. Подробно про мнемонику можно почитать в учебнике Козаренко вот тут: http://mnemonikon.ru/map.htm . Там по ссылке есть и другие книги и статьи на тему. У Дмитрия Литвака есть ряд видеоуроков с практическим применением метода Джордано – например, тут: https://www.youtube.com/watch?v=jI1KcDj153U Вся мнемоника строится на одном факте Человеческая память, как правило, плохо удерживает слова, зато хорошо помнит образы. На этом основан и метод Джордано, и метод Цицерона, и всевозможные коды для запоминания букв и чисел. Как это работает. Вот нужно нам, например, запомнить список покупок (ну, например

ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ И С ЧЕМ ЕГО ЕДЯТ

ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ И С ЧЕМ ЕГО ЕДЯТ Один из гуру от тайм-менеджмента, Стив Павлина, как-то написал, что любой тайм-менеджмент сводится к двум вещам: - ЗНАТЬ, ЧТО ДЕЛАТЬ - ДЕЛАТЬ ЭТО Другой гуру, Глеб Архангельский, любит повторять, что в самом понятии «тайм-менеджмент», или «управление временем», заложено неправильное отношение ко времени: будто это ресурс, которым мы можем распоряжаться. Между тем время течет себе со скоростью 60 минут в час, и ему пофиг на наши планы и хотелки. Зато в нашей власти управлять своими действиями и вниманием, а также входящей информацией. С ними-то тайм-менеджмент и работает. * Момент №1. тайм-менеджмент работает с тем, что подается ему на вход. Если на вход подается готовка, стирка и уборка, то на выходе будут эффективно структурированные готовка, стирка и уборка. Если радости в жизни при этом не прибавляется – вопрос не к тайм-менеджменту. * Момент №2. тайм-менеджмент не волшебная таблетка и не берет время из воздуха. Зато может дать понять,